Для многих компаний инструмент нотификация фсб



нотификация фсбУчастник ВЭД может не только получать заключения аккредитованных нотификация фсб организаций в качестве документа, подтверждающего неподконтрольный статус товара, но и включать продукцию в подготовленный ФСТЭК России так называемый «белый список», что является подтверждением несоответствия товара описаниям контролируемых товаров. Для многих компаний этот инструмент уже стал одним из способов сокращения издержек для экспортируемой продукции.

Второе заблуждение выражено в позиции – «если товар не является товаром военного назначения, то он и не объект экспортного контроля». Однако эти две сферы четко разграничены законодательством, их основы закреплены в Федеральных законах от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Поэтому здесь скорее будет верным иное утверждение – «если товар является товаром военного назначения, то он не является объектом экспортного контроля» (при наличии лицензии ФСВТС России лицензия ФСТЭК России не требуется). Даже при наличии заключения ФСВТС России о неотнесении товара к продукции военного назначения - обязанность его идентификации с КС сохраняется.

Третье заблуждение – «товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС не попадает в контрольный список, значит – не является контролируемым». Вместе с тем в отличие от иных списков товаров, ограниченных к ввозу/вывозу, к КС в области экспортного контроля применяется правило - «коды носят справочный характер». Это ориентирует участника ВЭД на необходимость соотнесения перемещаемого товара с описаниями товаров, указанными в контрольных списках. Речь идет о детальном сопоставлении технических характеристик перемещаемого товара с характеристиками товаров, соответствующих «общетехническому наименованию», а также анализе возможных областей использования товаров. Так, при ввозе/вывозе клапана необходимо сопоставить его характеристики, назначение с описаниями клапанов, приведенными в КС.

нотификация фсбЧетвертое заблуждение - как правило, убедившись в том, что товар не соответствует описаниям товаров, включенных в КС (это касается и случаев, когда получено заключение аккредитованной организации, содержащее выводы, что лицензия не требуется), участник ВЭД считает, что требования законодательства об экспортном контроле соблюдены, что не всегда соответствует действительности.

Следует учитывать требования статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле», которые являются наиболее сложными для понимания. Здесь речь идет о «всеобъемлющем контроле».

Вполне понятен сам факт запрета российским лицам заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.

Трудности возникают в понимании сути наличия обязанности у участника ВЭД осуществить такую проверку и, как следствие, осознании факта наличия ответственности за несоблюдение этих требований. Во-первых, здесь речь идет об оценке внешнеэкономической сделки с неконтролируемыми товарами, и только теми, которые предполагаются к вывозу. Во-вторых, российские участники ВЭД обязаны в установленном порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в случае, если они имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных выше целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц, либо если были проинформированы ФСТЭК России.

Что конкретно для участника ВЭД является теми самыми «основаниями полагать», поименовано в пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 № 517. В нем указаны 17 оснований, касающихся в том числе проверки информации о причастности иностранного партнера, грузополучателя, контрагента, конечного пользователя к военным программам в той или иной области, оценки особенностей заключения сделки и финансовых расчетов, предложенных иностранным участником, маршрута и мест доставки товара.

Как показывает практика, большинство участников ВЭД не знает о необходимости такой проверки либо игнорирует эту обязанность, в то время как за нарушение требований статьи 20 Федерального закона «Об экспортном контроле» предусмотрена уголовная ответственность. Еще одно из серьезных заблуждений – это мнение, что «отсутствие таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых между Беларусью, Казахстаном и Россией, освобождает от необходимости соблюдения законодательства об экспортном контроле».

Так, решением Межгосударственного совета ЕЭАС от 05.07.2010 № 52 установлено, что до введения в действие ряда документов, определяющих Единые списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, Единые правила, - в этих странах применяется национальное законодательство по контролю над перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю. Соответственно, у участника ВЭД сохраняется обязанность получения разрешительных документов в отношении контролируемых товаров, а их перемещение через границу РФ без требуемых документов влечет ответственность, в том числе уголовную.

На мой взгляд, наличие у участников ВЭД приведенных выше заблуждений свидетельствует о сложности законодательства в области экспортного контроля. При этом последствия его несоблюдения могут повлечь за собой https://www.ifcg.ru/services/docs/non-tariff/licenses/ не только ответственность для допустившего нарушение участника ВЭД, а в отдельных случаях могут привести к международным санкциям в отношении Российской Федерации, поскольку это может быть воспринято как несоблюдение принятых международных обязательств.