Похоже тронулся: лицензия на экспорт

лицензия на экспортДля исправления положения лицензия на экспорт дел, сложившегося при оформлении онлайн-покупок, таможенным органам нужно как можно быстрее включить в процесс весь имеющийся у них спектр информационно-программных средств и технологий. Кроме того, в первую очередь следует осуществить автоматизацию процедур, связанных с таможенным декларированием МПО и экспресс-грузов. Как уже отмечал, сейчас это невозможно из-за применения бумажных форм документов.

Обработка МПО строится на регламентирующих актах Всемирного почтового союза. С экспресс-грузами ситуация вскоре может измениться в лучшую сторону. Дело в том, что в 2018 году Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла сразу три знаковых документа, которые вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Имею в виду решения от 28.08.2018 № 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары»; от 16.10.2018 № 158 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации» и от 20.11.2018 № 185 «О документе об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с использованием пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов».

лицензия на экспортПервый документ установил форму декларации на товары (ДТ) для экспресс-грузов, порядок ее заполнения, а также определил условия, при одновременном выполнении которых ДТ можно будет использовать при таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза. В нем впервые вводится упрощенная форма ДТ, предназначенная для экспресс-грузов (сокращенно ДТЭГ). Это новшество коснется торгового оборота, то есть товаров, следующих в адрес юридических лиц.

С указанной даты ДТЭГ заменит применяемый сейчас реестр экспресс-грузов. Его подача, причем исключительно в письменном виде с обязательным сопровождением транспортными и коммерческими документами, предусмотрена решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 20.05.2010 № 263. С учетом того, что в одном реестре бывает очень большое количество позиций товаров, по 500 или 700 наименований, можно представить, какой в итоге получается комплект документов, подаваемых в таможню на одну поставку. ДТЭГ позволит упразднить нынешний трудоемкий и неэффективный порядок.

Решение № 158 устанавливает форму пассажирской таможенной декларации (ПТД) для экспресс-грузов, порядок ее заполнения, а также определяет условия, при одновременном выполнении которых данный документ можно будет использовать при таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза в адрес физических лиц. При этом вводится специальная форма пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов (ПТДЭГ). Она предназначена для неторгового оборота, то есть товаров для личного пользования.

Данное решение ЕЭК можно отнести к разряду прорывных, так как утвержденная им форма позволит аккумулировать в одном таможенном документе сведения обо всех товарах для личного пользования, перемещаемых экспресс-перевозчиком. С введением новой формы на каждое отправление больше не придется подавать отдельную ПТД. Вместо нее экспресс-перевозчик, будучи таможенным представителем, сможет от имени индивидуальных получателей подавать один документ - ПТДЭГ. Это облегчит жизнь и таможенников, и экспресс-перевозчиков, и физлиц.

Третье из перечисленных решений ЕЭК касается документа об уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование которых осуществляется с применением ПТД для экспресс-грузов, и порядка https://www.ifcg.ru/services/docs/tr/csr/ его заполнения.

При превышении беспошлинного лимита уплачивать возникшие в этой связи таможенные платежи можно будет по специальному таможенному документу. Обращаю внимание, что, как и в случае с таможенным приходным ордером (ТПО), заполнять его и направлять экспресс-перевозчику должен таможенный орган. Это обусловлено тем, что в соответствии с ТК ЕАЭС только он имеет право исчислять таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования.